Мозг работает не с информацией в компьютерном понимании этого слова, а со смыслом, или значением. А смысл развивается из взаимодействия с природной и социальной средой.

Что читать о природе сознания

Переводы и отрывки из книг

Видеть при помощи слуха Peter Meijer

Когда я была видящей, то я не останавливалась, чтобы подумать "О, это ступеньки, теперь мне нужно замедлиться и начать смещать центр тяжести так, чтобы я могла поднять ногу". Вместо этого мои глаза видели ступеньки, и моё тело знало из опыта, что делать дальше. Вот что произойдёт через некоторое время использования vOICe. Я действительно вижу то, что есть, как "рентгеновский снимок" видения, и начинаю автоматически реагировать на то, что вижу.

Сенсорная и двигательная депривация из книги Е.Г.Алексеенковой

Летчики воспринимают одиночество и монотонность среды как угнетающие. Ситуация усугубляется, если полет проходит над абсолютно однообразной местностью. Один пилот так описал свои ощущения от полетов внутрь Антарктиды: "Представьте, что сидите рядом с работающим двигателем в комнате и часами смотрите в хорошо побеленный потолок"

Зрительная система Учебник "Основы психофизиологии"

В сетчатке человека находится 6-7 млн. колбочек и 110-125 млн. палочек. Они распределены в сетчатке неравномерно. Центральная ямка сетчатки - фовеа содержит только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а количество палочек увеличивается, так что на дальней периферии имеются только палочки.

Психофизиология бессознательного Учебник "Основы психофизиологии"

Без осознания стимула и достаточно сильно выраженного мотивационного или эмоционального возбуждения у человека возможно формирование временной связи, однако она непрочна и не фиксируется в долгосрочной памяти. Наличие у субъекта доминирующих эмоциональных переживаний или мотивации является необходимым условием сохранения в долгосрочной памяти ассоциаций, сформировавшихся на неосознаваемом уровне.

Как правильно применять поощрение Джон Фишер

Для отработки команды "Лежать!" выберите такое препятствие, чтобы для его преодоления собаке нужно было лечь на брюхо. Для немецкой овчарки подошёл бы кофейный столик. Подведите к нему собаку и предложите ей лакомство, держа его в руке под столиком. Когда собака потянется за лакомством, медленно отодвигайте его, побуждая собаку двигаться следом и командуя: "Лежать!" В тот момент, когда её брюхо коснется пола, дайте вознаграждение.

Пространственная ориентация животных Л.В. Крушинский

Животные реагируют не только на раздражитель или на то место, на котором он находился, но они обладают также способностью к поиску этого раздражителя после того как этот раздражитель перестал оказывать непосредственное влияние на рецепторный аппарат животного. Это указывает на способность животных к экстраполяции направления движения раздражителя. Способность к экстраполяции выражена у разных животных в различной степени. Мы практически не смогли её обнаружить в проведенной форме опыта у голубей.

Простой опыт по обучению каракатицы Messenger J. В.

Так как попытки напасть на креветку не приводили к успеху, число атак уменьшалось, по мере того как каракатица "усваивала" то, что она не может схватить креветку.

Биология памяти Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор

Образование следов памяти связано с действием биохимического механизма, включающего синтез в мозгу определенных веществ. Экстракты из центральной нервной ткани обученных плоских червей или крыс при введении необученным червям или крысам соответственно сокращали время, необходимое для усвоения тех же задач.

Поведение, сознание животных

Pavlov's Cockroach Classical Conditioning of Salivation in an Insect (2007)

Умные животные ( Видео на YouTube )

Snakes show surprising ability to learn at University of Rochester

Snakes are readily taught to find the exits - and then recall how to use cues to find them in successive trials. "One of the interesting findings from our studies is that snakes use vision at all in locating places," says Holtzman.

Мозг, нервная система

Физиологические основы сознания Иваницкий А.М.
Сознание и мозг Иваницкий А.М. (pdf, 200kb)

Тематические сайты, обзоры, Страницы с полезными ссылками, Термины

Guide to the Philosophy of Mind , David Chalmers

Stanford Encyclopedia of Philosophy

Происхождение психики, мышления и языка

Terrence Deacon. The Symbolic Species (1997), краткий перевод сделал Дмитрий Кобак

Обезьяны "говорящие" или только "думающие"? ( 2007), В.С. Фридман, С.А. Бурлак
Отзыв на книгу З.А. Зориной, А.А. Смирновой . О чем рассказали "говорящие" обезьяны

Философия, психология

Facing up to the problem of consciousness, David Chalmers

It is undeniable that some organisms are subjects of experience. But the question of how it is that these systems are subjects of experience is perplexing. Why is it that when our cognitive systems engage in visual and auditory information-processing, we have visual or auditory experience: the quality of deep blue, the sensation of middle C? How can we explain why there is something it is like to entertain a mental image, or to experience an emotion? It is widely agreed that experience arises from a physical basis, but we have no good explanation of why and how it so arises. Why should physical processing give rise to a rich inner life at all? It seems objectively unreasonable that it should, and yet it does.

Qualia , Michael Tye

Which Mental States Possess Qualia? The following would certainly be included on my own list. (1) Perceptual experiences, for example, experiences of the sort involved in seeing green, hearing loud trumpets, tasting liquorice, smelling the sea air, handling a piece of fur. (2) Bodily sensations, for example, feeling a twinge of pain, feeling an itch, feeling hungry, having a stomach ache, feeling hot, feeling dizzy. Think here also of experiences such as those present during orgasm or while running flat-out. (3) Felt reactions or passions or emotions, for example, feeling delight, lust, fear, love, feeling grief, jealousy, regret. (4) Felt moods, for example, feeling elated, depressed, calm, bored, tense, miserable.

Making Robots Conscious (1995) , John McCarthy

If robots are visibly sad, bored or angry, humans, starting with children, will react to them as persons.

Алгоритм, роботы

К проблеме "вычислимости" функции сознания , Е.М. Иванов

Можно представить себе некий компьютер, который способен описывать свое собственное устройство и алгоритм, которому он подчинен. Однако, эта его "рефлексивная способность" не обеспечивает для него достоверность знаний о его действительном устройстве и действительном алгоритме его деятельности. Можно в широких пределах изменять устройство данного компьютера, изменять его алгоритм - так, что при этом суммарная его функция, включая и функцию "самоописания", останется неизменной. Но в последнем случае "рефлексивный самоотчет" данного компьютера будет ошибочным. Следовательно, этот "самоотчет" и изначально не обладал гарантированной истинностью.

Emergence of Intelligence through Reinforcement Learning , Katsunari Shibata

Understanding the brain exactly or developing human-like robots based on the biased understanding is impossible. To realize the comprehensive human-like process including the subconscious one, it is required to introduce a massively parallel and very ?exible learning system that can learn in harmony as a whole.