Мы интересуемся "Как идеальное сознание возникает в материальной нервной системе?" и при этом подразумеваем, что сознание - единственный идеальный объект в природе.

(Это незавершённая статья. Может быть, она позже будет удалена )

Как идеальное возникает из материального?

Евгений Корниенко

Нервная система и органы чувств доставляют нам данные о внешнем мире и о собственном состоянии в виде субъективных ощущений (в отличие от объективных измерений). Совокупность ощущений и есть наша "идеальная модель мира". Традиционнный философский парадокс, заключается в том, что можно доказать, что невозможно установить, каким образом материальная нервная система порождает идеальное сознание, и при этом нервная система действительно порождает идеальное сознание.

Я думаю, если расширить некоторые понятия, то можно смягчить парадокс или устранить логические противоречия.

Заметим сначала, что упоминание о нервной системе вводит в заблуждение. Если быть точным, то сама по себе она не "вырабатывет сознание". Сознание - внешний мир, представленный нам во внутреннем субъективном формате. Какая именно система (нервная, информационная, физическая, логическая) обеспечивает доставку сведений о внешнем мире и обязательное двустороннее взаимодействие с миром - это не так важно. Выходит, что сознание "вырабатывается" при взаимодействии субъекта с миром, а не какой-то системой.

Сознание - это идеальный объект, который оперирует с идеальными подобъектами - образами и идеями. Образы, идеи, и сознание в целом, как идеальные объекты, происходят из ощущений - идеальных кирпичиков - элементов субъективного знания о мире.

Сознание является не одним из кирпичиков, а объединением всех доступных субъекту идеальных кирпичиков. Сознание - это взаимодействие и ваимосвязь своих составляющих подобно тому, как смысл определяется связями с другими смыслами, а не содержанием узла паутины смыслов.

Итак, допустим, что сознание, как идеальный объект, представляет собой процесс взаимодействия составляющих идеальных подобъектов.

Получается, чтобы ощущать, надо иметь и ощущения и сознание, то есть сознание - это сама интерпретация, понимание того, что дают субъекту имеющиеся у него идеальные каналы сведений о мире.

Ощущения, идеи, образы хотя и идеальны, но невоспринимаемы субъектом, не имеющим сознания. При таком определении сознания мы разделяем идеальность и воспринимаемость субъектом.

Соглашаясь с таким модифицированным понятием сознания, и понимая, что ощущения, идеи и образы - тоже процессы, придётся признать, что что любой процесс является идеальным объектом, независимо от природы взаимодействующих в этом процессе объектов.

Существование материальных объектов обеспечивается их взаимодействием друг с другом. Поскольку существование невозможно без взаимодействия, то можно считать, что взаимодействие - это и есть процесс существования. Если кому-нибудь удалось дочитать статью о природе существования до конца, то он мог бы заметить, что существование - это тоже процесс , а объекты существования возникают в этом процессе, как устойчивые динамические формы.

Трудность признания процессов идеальными объектами объясняется тем, что слово "процесс" обычно обозначает "технологию", в соответствии с которой материальные объекты периодически взаимодействуют друг с другом, а между взаимодействиями они существуют не взаимодействуя, в ожидании продолжения "технологического процесса". Но существование - это непрерывное взаимодействие. Процесс взаимодействия и существования - это один и тот же процесс, а объекты, которые взаимодействуют в этом процессе - это и материальные объекты, и идеальные "подпроцессы".

Мы легко воспринимаем материю, доступную нашим органам чувств. А то, что доступно только приборам или только "на кончике пера", мы трактуем как материальные объекты или как динамические явления (взаимодействующие материальные объекты) в зависимости от используемых теоретической представлений.

Определив сознание, как воспринимаемую субъектом вершину пирамиды процессов, мы тем самым переименовали весь мир в идеальный, хотя раньше он состоял из метерии и идей. Идеи, сами по себе, остались идеальными, но для их восприятия требуется имеющий сознание субъект (интерпретатор). Без него идеи - просто циркуляция нервных сигналов, не отличимая от "материальных процессов".

Если бы мы считали все процессы "материальными", то в новой трактовке сознание пришлось бы разделить на матеральный процесс и идеальную "доступность субъекту". Это более традиционно, но и более парадоксально.

Разделение природы на идеальное и материальное субъективно. Оно обусловлено тем, что мы придаём особое значение своему сознанию. Мы выделяем один из идеальных объектов, сознание, и интересуемся "Как идеальное сознание возникает в материальной нервной системе?" При этом мы подразумевая, что сознание - единственный идеальный объект в природе.

Конструктивный смысл имеет вопрос о возникновении сознания и осознавания себя, как вполне определённых процессов в ряду других процессов (идеальных явлений природы).

Сознание возникает в особым образом устроенной ассоциативной памяти, а осознавание себя - это один из подпроцессов сознания.


Disclaimer (06.2002): Между физическими и идеальными процессами пролегает та же "логическая брешь" (explanatory gap), что и между любыми физическими и идеальными явлениями. Возможно также считать, что нет никаких идеальных процессов, кроме сознания (оно же - субъективное восприятие), а ощущения и идеи - разные проявления сознания.

Детерминизм и свобода воли

Самые сложные задачи